1. Сомкните веки обоих глаз на 3—5 секунд; повторите 6-8 раз.
2. Быстро моргайте глазами в течение 10—15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7—10 секунд.
3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйтеих круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1—3 секунд.
5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6—8 раз.
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц
1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8—10 раз.
2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8—10 раз.
3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8—10 раз. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4—6 раз.
Упражнения на улучшение процесса аккомодации
1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через 3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.
2. Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6—8 раз.
3. В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3—5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6—8 раз.
4. «Метка на стекле. Находясь в 30—35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3—5 мм,затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2—3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1—2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10— 15 дней. Упражнение можно выполнять 2—3 раза в день.
Упражнения на снятие зрительного утомления
Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.
2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.
3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.
4. То же самое, но справа — налево.
5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.
Комплекс упражнений на развитие различных мышц глазодвигательного аппарата
(комплекс Ю.А. Утехина)
Упражнения в домашних условиях выполняются с применением специальной маски и не требуют дополнительных затрат времени, так как осуществляются при просмотре телевизионных передач и чтения книг.
Маска изготавливается из плотного картона, наподобие карнавальной, с той лишь разницей, что отверстия диаметром 10 мм делаются не против зрачков глаз, а смещаются на 15—20 мм к виску. Больной должен смотреть телевизор одним глазом, сильно скашивая его к виску, то есть тренируя наружную мышцу глаза. Постепенно, по мере усиления мышц глаза, учитывая настойчивость и успехи пациента, отверстия в маске можно делать все дальше от переносицы. Ребенка нужно сажать так, чтобы, например, при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к экрану. Глаза тренируются постепенно: продолжительность работы каждого глаза индивидуальна; вначале 15—20 мин., впоследствии до 1 часа. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит.
Для этой цели можно использовать и оправу от очков (ее размер должен соответствовать межзрачковому расстоянию у ребенка), заклеив два очковых проема лейкопластырем так, чтобы больной не мог подглядывать ниже или выше, а мог только смотреть вбок к виску, за краем оправы.
При выполнении упражнения обычная окклюзионная наклейка снимается. Чтение книги выполняется по этому же методу, однако книгу вместе с подставкой размещают выше поверхности стола на 10—15 см, используя при этом какой-либо предмет или стопку книг, журналов.
Упражнения на развитие внутренних глазодвигательных мышц при их расходящемся (наружном) косоглазии по методу Ю. А. Утехина
Больной садится левым боком к телевизионному экрану и смотрит передачи правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице. Левый глаз при этом закрыт повязкой либо заклеен кружком из лейкопластыря (на центр клейкой поверхности помещается меньший на 1—2 см кружок из марли). Через некоторое время глаза «меняются»: смотрит левый, а ребенок садится к экрану правым боком. Продолжительность работы каждым глазом индивидуальна: вначале 10—15 мин., впоследствии до 1 часа. Дольше должен работать тот глаз, который чаще косит. Для этой цели можно изготовить маску из картона по типу карнавальной, в которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30—35 мм. Эта щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора — левее и правее переносицы. В эти зазоры нужно смотреть попеременно, то правым, то левым глазом.
Наиболее действенные средства профилактики и лечения—специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими физическими упражнениями.
Упражнения на укрепление наружных мышц глаза
1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10—12 раз).
2. Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4—6 раз).
3. Частое моргание в течение 20 секунд.
Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза
На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром 3—5 мм на расстоянии 30—35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и-переводить взгляд то на метку, то на этот предмет. Упражнения выполнять 2 раза в день. В первые 2 дня — в течение 3 мин., на третий и четвертый день — 5 мин., в последующие дни — 10 мин.
Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом: броски и ловля с передачей партнеру, броски в стенку, в мишень, в кольцо, игры в теннис, бадминтон, волейбол, удары ногой по мячу в цель.
Хорошо укрепляют мышцы глаза и следующие упражнения:
1. Стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 сек., убрать ладонь. То же, поменяв руки.
2. Повторные зажмуривания глаз на 3—5 сек., а также массирование век и быстрое моргание улучшают кровообращение, легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1—2 сек. улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнения на укрепление окологлазных мышц
1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 5—6 раз подряд с интервалом 30 сек.
2. Смотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Когда зрение нормально, глаз видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальное хуже, пропорционально удалению от точки наилучшего зрения. Когда же зрение несовершенно, то глаз старается увидеть значительную часть своего поля зрения одинаково хорошо и одновременно. Это приводит к сильному напряжению глаз и психики. Такое напряжение, когда оно привычно, приводит к разного рода аномальным состояниям и лежит в основе большинства проблем с глазами, как функционального, так и органического характера.
Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса)
1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза.
В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего—в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
3. Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
4. В течение 3 сек. смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.
Общеукрепляющие упражнения для глаз
1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.
4. В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.
5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Упражнения, рекомендуемые для профилактики утомления
Упражнения проводятся в течение 2—3 мин.
1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.
2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
4. И. п. — сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 5—6 раз.
5. И.п. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
Упражнения на расслабление глаз
1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
3. Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.
Направление взгляда на горизонт
1. Принять любую удобную позу, спину держать прямо.
2. Направить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза, — облаке, дереве и т. д. Требуется не сосредотачиваться на каком-нибудь предмете, а напротив, смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения.
3. Выполнять несколько минут, после чего расслабить глаза. Можно проделывать в любое время, при утомительной для зрения работе — желательно не реже, чем раз в 2 часа.
Моргание
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать).
Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза.
Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.
Вращение глаз
1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.
2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной. Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем — выполнять 2—3 поворота по часовой стрелке и столько же — против часовой стрелки.
3. Расслабить глаза.
Повороты глаз
1. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.
2. Повторять от 2 до 5 минут, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.
3. Расслабить глаза.
Комплекс упражнений на развитие зрительных функций при амблиопии
(методика Э. С. Аветисова, Е. И. Ливадо)
1. Исходное положение (и. п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., а затем открыть на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2. И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1—2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
3. И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 10—12 раз.
Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6—8 раз.
Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.
Упражнение на развитие остроты зрения амблиопичного глаза
и улучшение координации движений
Дети забрасывают в корзину цветные шарики (цвет указывается тифлопедагогом), в процессе лечения размер, а также цветовая насыщенность и яркость этих шариков уменьшаются.
Упражнение на развитие монокулярного глубинного зрения
по вторичным факторам глубины, увеличения остроты зрения
Ребенок должен указать форму предмета, его расположение в пространстве по отношению к идентичным предметам. Дистанция между предметами постепенно сокращается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.
Упражнение на развитие остроты зрения и расширение
представлений о временах года
Описание детьми времен года устно и последующее воспроизведение их характерных признаков в цветном рисунке, широкое использование цветной дифференциации.
Упражнение на развитие остроты зрения
и аналитико-синтетической деятельности
Дети должны выложить треугольник из 3 цветных палочек. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.
Упражнение на развитие остроты зрения и мышления
Детям раздается по три рисунка в различном цветовом оформлении. Они должны показать цвет детали рисунка, подобрать к каждому рисунку соответствующий эталон. В процессе лечения уменьшается яркость окраски и величина деталей.
На сегодняшний день считается, что лечение дисбинокулярной амблиопии должно проводиться с широким использованием цветных объектов, что позволяет более физиологично задействовать в процессе лечения другие органы чувств и взаимным их стимулированием добиться более высоких результатов лечения.
Комплекс упражнений зрительной гимнастики
(для детей с близорукостью, катарактой, микрофтальмом)
Цель: подготовка зрительного анализатора к предстоящей работе.
Общая часть.
1.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения.
2.И.п.–сидя. Быстро моргать обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалами в 7-10 секунд.
Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Вариативная часть.
3.И.п.–стоя. Смотреть вперёд в течение 2-3 секунд, затем перевести взгляд на указательный палец правой руки, расположенный перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см. через 3-5 секунд опустить руку. Повторить 10-12 раз.
4.И.п.-стоя. Смотреть на указательный палец вытянутой перед лицом левой руки в течение 2-3 секунд. Затем, сгибая руку. Приближать её к носу до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
5.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения.
Комплекс упражнений зрительной гимнастики
(для детей с глаукомой, атрофией зрительного нерва,
пигментной дегенерацией сетчатки)
Цель: подготовка зрительного анализатора к предстоящей работе.
Общая часть.
1.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения.
2.И.п.–сидя. Быстро моргать обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалами в 7-10 секунд.
Упражнение способствует улучшению кровообращения.
Вариативная часть.
1.И.п.–стоя. Голова неподвижна. 1–отвести полусогнутую правую руку в сторону; 2–медленно передвигать палец справа налево и следить за пальцем; 3–то же в обратную сторону. Повторить 10-12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.
2. И.п.–стоя. Голова неподвижна. 1– отвести полусогнутую правую руку в вверх; 2– медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами; 3–то же при движении пальца снизу вверх.
Повторить 10-12 раз.
Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в вертикальной плоскости.
3.И.п.–сидя. Закрыть глаза и тремя пальцами каждой руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд. Повторить 3-4 раза.
Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Комплекс упражнений зрительной гимнастики
(для детей с близорукостью, катарактой, микрофтальмом)
Цель: восстановление зрительной работоспособности.
Общая часть.
1.И.п.–сидя.Прижать указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закрыть глаза. Во время удержания кожи пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба.
2.И.п.– сидя. Сомкнуть веки обоих глаз и указательными пальцами массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
3.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунды. Повторить 6-8 раз.
Вариативная часть.
4.И.п.–стоя. Смотреть вперёд в течение 2-3 секунд, затем перевести взгляд на указательный палец правой руки. Расположенный перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см. через 3-5 секунд опустить руку. Повторить 10-12 раз.
5.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
Комплекс упражнений зрительной гимнастики
(для детей с глаукомой, атрофией зрительного нерва,
пигментной дегенерацией сетчатки)
Цель: восстановление зрительной работоспособности.
Общая часть.
1.И.п.–сидя. Прижать указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закрыть глаза. Во время удержания кожи пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба.
2.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз и указательными пальцами массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.
3.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунды. Повторить 6-8 раз.
Вариативная часть.
4.И.п.–сидя. Закрыть глаза тремя пальцами каждой руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд. Повторить 3-4 раза.
5.И.п.–сидя. Быстро моргать обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалами в 7-10 секунд.
6.И.п.–сидя. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.