Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа  для детей с нарушениями зрения.

Развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов и зависит от клинической формы заболевания органа зрения, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития психической сферы, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от содержания, форм и методов обучения и воспитания. При нарушениях зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов и изменениями в физическом развитии, а также ограничивается овладение социальным опытом.

Формирование сложных психических процессов у детей с нарушениями зрения зависит от обучения и воспитания, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.

В коррекционной работе выделяют четыре основных направления:

1.Развитие познавательной деятельности

Основная цель коррекционной работы на занятиях «Развитие познавательной деятельности» - устранение причин затруднений в усвоении образовательной программы. В результате достижения цели коррекционной работы у учащихся формируются учебно-познавательные мотивы, познавательные и обще учебные интеллектуальные умения, повышающие общие способности детей с нарушением зрения к учению. Функции мышления при нарушении зрения не имеют никаких принципиальных отличий от его функций у нормально видящих. Однако выпадение или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности формирование целостного образа, его дифференцированности и возможность выделения существенных признаков и широких обобщений. Поэтому на коррекционных занятиях мы расширяем и уточняем круг представлений, формируем на их основе полноценные понятия, а это способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности детей с нарушением зрения.

2.Развитие зрительного восприятия

Основные задачи курса:

- формирование положительной мотивации к использованию сохранного зрения в различных видах деятельности;

- совершенствование способностей к обнаружению, различению и опознанию предметов с различного расстояния в разнообразных ситуациях;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие цветовосприятия;

- формирование аналитико-синтетического визуального мышления в процессе опознания и действия с предметами и объектами;

- формирование специальных знаний, способствующих совершенствованию процесса визуализации.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного восприятия можно значительно уменьшить.

Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах.

3. Социально-бытовая ориентировка

Основная цель – это подготовить учащихся с нарушением зрения к самостоятельной жизни в современном обществе. Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает адаптацию детей с нарушением зрения к условиям жизни и является необходимым условием для их жизни и независимости.

Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в, если он не научился еще наливать холодную воду.

Важным условием признания самостоятельности незрячего человека является его поведение за столом, умения красиво держаться, правильно пользоваться столовыми приборами. На коррекционных занятиях учимся готовить. Учащиеся очень любят готовить и украшать приготовленные блюда.

Дети с нарушениями зрения овладевают коммуникативным опытом путем вхождения в социальную среду и познания предметного мира, что обусловливает необходимость формирования у них умений взаимодействовать с окружающими людьми и осуществлять практическую деятельность. Это обеспечивает реализацию потенциальных возможностей учеников и позволяет проявлять им самостоятельность во всех сферах жизнедеятельности. Эта компетенция очень важна в обучении детей, так как готовит их к выходу во взрослую жизнь, к самостоятельности, учит культуре поведения в семье и обществе.

Ученики усваивают знания о способах и правилах поведения в домашней обстановке, общественных местах, при организации совместной деятельности. Вместе с тем они учатся воспринимать сверстника на положительной эмоциональной основе, взаимодействовать с ним в различных учебных и бытовых ситуациях. Поведение ребенка в конкретной жизненной ситуации соотносится с его представлениями о самом себе, о том, каким он хотел бы быть, способствует формированию собственной жизненной позиции, что позволяет ему занять определенное положение в коллективе сверстников.

При проведении коррекционных занятий происходит тесная взаимосвязь с учителями, воспитателями, поддерживается постоянный контакт с родителями, привлекая их к коррекционной работе.

Любая форма педагогического воздействия требует дифференцированного подхода к учащимся и учета индивидуальных возможностей каждого из них.

4.Пространственное ориентирование и мобильность.

Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Умения незрячего самостоятельно и свободно ориентироваться и передвигаться в пространстве зависит от многих факторов. Среди них важнейшее место принадлежит сформированности представлений об окружающем мире: о многообразии предметного мира, о конкретном замкнутом пространстве, об улицах города, о помещениях и т.д. Поэтому главная направленность курса «Пространственное ориентирование и мобильность» - сформировать умения самостоятельно ориентироваться в окружающем пространстве, используя различные тифлотехнические средства и анализируя информацию о сигнальных признаках объектов, поступающую от различных органов чувств (зрительного, слухового, осязательного и других анализаторов).

Здоровье, интеллектуальное, эмоциональное, духовное и физическое развитие, социализация и усвоение культуры взаимозависимы и взаимосвязаны в жизни ребенка с нарушением зрения. Главной целью  коррекционно-развивающей работы является социальная адаптация и интеграция в обществе детей с нарушением зрения.